19 июня – день рождения Павла Петровича Свиньина (1787-1839), русского просветителя и подвижника, художника, географа-путешественника.
Первого издателя журнала «Отечественные записки», благородного собирателя «Русского музеума», предметы которого после смерти коллекционера пополнили частные и государственные коллекции. Автора путевые записок «Картины России и быт разноплеменных её народов». В нашем фонде хранится экземпляр 1-го издания книги, увидевшего свет еще при жизни автора в 1839 году. Больной П.П. Свиньин, не надеясь уже увидеть гравюры на стали, созданные в Германии, заказал литографии со своих рисунков мастеру Максиму Афанасьевичу Тюлеву, одному из первых владельцев собственной мастерской в России по изготовлению литографий. Раскрываем книгу - оживают изумительно разнообразные картины красоты и мощи России, воплощенные в храмах и монастырях, исторических руинах и дворцах, крепостях и памятниках на полях былых сражений. По воле автора, от стен Московского Кремля следуем на костромскую землю Сусанина и в непокоренный Батыем Галич, переносимся в екатерининскую Одессу и в петровскую Полтаву, в Крым, в пушкинский Бахчисарай! – и вдруг… оказываемся в Таганроге на знаменитой лестнице к морю: «…вид на рейде, особливо к вечеру, когда возвращаются лодки каботажные и замелькают огоньки в каютах, ни с чем не сравним…» И снова в Крым – в Керчь, хранящую очарование древнего Пантикапея в живописных обломках рельефов, статуй, архитектурных колонн. Как в причудливом калейдоскопе, сочетаются в повествовании речь, костюмы, поверья и ритуалы разных народов и сословий России. Костромские мещане и донские казаки, воронежские купчихи, малороссияне, цыгане, татары, греки… В этой книге, кажется, собрано всё, что могло поразить воображение путешественника на просторах Российской империи 1-й половины XIX века. «Жареный Бугор» на Волге и Музеум древностей Новороссийского края… После смерти Свиньина «Картины России» были изданы в 1840 году с прекрасными трехцветными гравюрами немецкого производства. Но скромное прижизненное издание с 24 черно–белыми литографиями встречается значительно реже. И оно сейчас перед нами.
Хоменко Т. В.