160 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ЧАСОВНИКОВА (1864- 1918 гг.)
4 апреля (23 марта - с. с.) в станице Потемкинской, расположенной во Втором Донском округе Области войска Донского, в семье священника родился Василий Васильевич Часовников. Одним из его важных начинаний стало участие в формировании коллекций Донского музея, который в 80-х гг. XX в. еще не был открыт.
В раннем детстве у Василия проявился талант к рисованию, что определило начало его жизненного пути. Окончив обучение в Новочеркасском окружном училище, он продолжил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставником (классным руководителем) был известный русский художник В.Г. Перов, а соучеником Исаак Левитан. По окончании был направлен в Академию художеств.
Скромная стипендия позволяла снимать квартиру на Васильевском острове, в непосредственной близости к Академии. Свидетельством успехов в учебе стали две малые серебряные медали и классный чин художника III степени (с правом на гражданский чин XIV класса). Дополнительно им по-сещались специальные педагогические курсы, окончание которых давало право преподавания в средних учебных заведениях.
На старших курсах, начиная с 1886 г. Василий Васильевич получает и другое специальное образование академического профиля. В 1888 г. окончен 2-х летний курс Санкт-Петербургского Археологического института, В.В. Часовников становится действительным членом его V выпуска.
Разносторонняя подготовка позволяла выполнять сложные исследовательские задачи. В 18861887 гг., в каникулярный период, по заданию Области войска Донского Статистического комитета, В.В. Часовников отправляется в «путешествие по Донской области с научными целями», чтобы «послужить родному краю... в деле собирания археологических, исторических и этнографических предметов». Отчет об этом путешествии, опубликованный в литературно-художественном журнале «Дон» в 1887 г., стал важным событием в истории нашего края. Обзор археологических древностей, изучение станичных архивов и формирование этнографической коллекции впервые было показано как повседневная работа, направленная на сохранение исторических реликвий Дона. Текст сопровождали многочисленные рисунки, в которых мы и сегодня можем увидеть ряд находок, ставших украшением археологической экспозиции музея на протяжении всей его истории. Несомненный успех этого предприятия стал основанием для включения В.В. Часовникова в состав действительных членов Статистического комитета в 1888 г.
В 1890 г. В.В. Часовников, преподаватель рисования и чистописания Новочеркасского атаманского технического училища становится одним из первых сотрудников только что созданной Комиссии по устройству Донского музея. Напряженная работа сотрудником этих учреждений и преподавательский труд в известной степени изменили мировоззрение художника и архео-лога. В.В. Часовников постепенно отошел от художественной деятельности, прервал контакты с прежними коллегами по занятию искусством и вел практически аскетический образ жизни.
Напряженные духовные искания и увлечение трудами Л.Н. Толстого привели к тому, что эксцентричного педагога даже поставили под надзор сыскного начальства. В 1896 г. Василий Васильевич посетил ряд православных обителей, в том числе и знаменитый Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Результатом этого путешествия стало окончательное решение об оставлении мирской жизни и иноческом служении. 15 сентября 1897 г. он принимает пострижение в монашество с именем Авраамий. Окончив миссионерские курсы, он был направлен в 1899 г. в состав Восемнадцатой Русской духовной миссии в Китай (г. Пекин).
Монашеское служение о. Авраамия проходило в трудных условиях. В 1900 г. Китай был охвачен т.н «Восстанием боксеров» (ихэтуаней), традиционалистов, стремившихся физически уничтожить всех христиан-иностранцев. Оказавшись в эпицентре восстания, донской казак священно-служитель не потерял присутствия духа. По отдельным сведениям, именно о. Авраамий, используя архитектурные познания, во время блокады восставшими Посольского квартала в Пекине (т.н. «55 дней осады»), разработал проект полевых убежищ для гражданских лиц от огня китайской артиллерии.
В июне 1902 года он был возведён в сан архимандрита и назначен наместником Успенского первоклассного монастыря при миссии. С 1903 г. заведовал Благовещенским подворьем Пекинской миссии в Харбине. В 1911 г. по состоянию здоровья о. Авраамий покинул Китай, но позднее вернулся в Пекин, где и скончался во время эпидемии тифа 13 апреля 1918 г.
Сегодня посетители Новочеркасского музея истории донского казачества могут увидеть не только археологические и исторические находки, собранные В.В. Часовниковым. В зале археологии, так же как и более чем сто лет назад висит живописное полотно «Городище у хутора Попова», написанное в 1887 г., после поездки на руины древнего Саркела. А в двух человеческих фигурах можно предположить самого художника и проводившего здесь раскопки известного археолога Н.И. Веселовского, чьи находки также представлены в существующей экспозиции музея.
В раннем детстве у Василия проявился талант к рисованию, что определило начало его жизненного пути. Окончив обучение в Новочеркасском окружном училище, он продолжил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставником (классным руководителем) был известный русский художник В.Г. Перов, а соучеником Исаак Левитан. По окончании был направлен в Академию художеств.
Скромная стипендия позволяла снимать квартиру на Васильевском острове, в непосредственной близости к Академии. Свидетельством успехов в учебе стали две малые серебряные медали и классный чин художника III степени (с правом на гражданский чин XIV класса). Дополнительно им по-сещались специальные педагогические курсы, окончание которых давало право преподавания в средних учебных заведениях.
На старших курсах, начиная с 1886 г. Василий Васильевич получает и другое специальное образование академического профиля. В 1888 г. окончен 2-х летний курс Санкт-Петербургского Археологического института, В.В. Часовников становится действительным членом его V выпуска.
Разносторонняя подготовка позволяла выполнять сложные исследовательские задачи. В 18861887 гг., в каникулярный период, по заданию Области войска Донского Статистического комитета, В.В. Часовников отправляется в «путешествие по Донской области с научными целями», чтобы «послужить родному краю... в деле собирания археологических, исторических и этнографических предметов». Отчет об этом путешествии, опубликованный в литературно-художественном журнале «Дон» в 1887 г., стал важным событием в истории нашего края. Обзор археологических древностей, изучение станичных архивов и формирование этнографической коллекции впервые было показано как повседневная работа, направленная на сохранение исторических реликвий Дона. Текст сопровождали многочисленные рисунки, в которых мы и сегодня можем увидеть ряд находок, ставших украшением археологической экспозиции музея на протяжении всей его истории. Несомненный успех этого предприятия стал основанием для включения В.В. Часовникова в состав действительных членов Статистического комитета в 1888 г.
В 1890 г. В.В. Часовников, преподаватель рисования и чистописания Новочеркасского атаманского технического училища становится одним из первых сотрудников только что созданной Комиссии по устройству Донского музея. Напряженная работа сотрудником этих учреждений и преподавательский труд в известной степени изменили мировоззрение художника и архео-лога. В.В. Часовников постепенно отошел от художественной деятельности, прервал контакты с прежними коллегами по занятию искусством и вел практически аскетический образ жизни.
Напряженные духовные искания и увлечение трудами Л.Н. Толстого привели к тому, что эксцентричного педагога даже поставили под надзор сыскного начальства. В 1896 г. Василий Васильевич посетил ряд православных обителей, в том числе и знаменитый Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Результатом этого путешествия стало окончательное решение об оставлении мирской жизни и иноческом служении. 15 сентября 1897 г. он принимает пострижение в монашество с именем Авраамий. Окончив миссионерские курсы, он был направлен в 1899 г. в состав Восемнадцатой Русской духовной миссии в Китай (г. Пекин).
Монашеское служение о. Авраамия проходило в трудных условиях. В 1900 г. Китай был охвачен т.н «Восстанием боксеров» (ихэтуаней), традиционалистов, стремившихся физически уничтожить всех христиан-иностранцев. Оказавшись в эпицентре восстания, донской казак священно-служитель не потерял присутствия духа. По отдельным сведениям, именно о. Авраамий, используя архитектурные познания, во время блокады восставшими Посольского квартала в Пекине (т.н. «55 дней осады»), разработал проект полевых убежищ для гражданских лиц от огня китайской артиллерии.
В июне 1902 года он был возведён в сан архимандрита и назначен наместником Успенского первоклассного монастыря при миссии. С 1903 г. заведовал Благовещенским подворьем Пекинской миссии в Харбине. В 1911 г. по состоянию здоровья о. Авраамий покинул Китай, но позднее вернулся в Пекин, где и скончался во время эпидемии тифа 13 апреля 1918 г.
Сегодня посетители Новочеркасского музея истории донского казачества могут увидеть не только археологические и исторические находки, собранные В.В. Часовниковым. В зале археологии, так же как и более чем сто лет назад висит живописное полотно «Городище у хутора Попова», написанное в 1887 г., после поездки на руины древнего Саркела. А в двух человеческих фигурах можно предположить самого художника и проводившего здесь раскопки известного археолога Н.И. Веселовского, чьи находки также представлены в существующей экспозиции музея.
Обсудить
Материалы по теме:
13 декабря (1 декабря – с.с.) исполняется 178 лет со дня рождения Николая Александровича Ярошенко русского художника-передвижника, признанного мастера реалистического портрета.
13 декабрь 2024, Пятница
Выставка «Чеченский конфликт в судьбах героев Новочеркасска 11.12.1994-31.08.1996гг».
12 декабрь 2024, Четверг
Читайте также:
14 июнь 2023, Среда
Сегодня в музее открыта выставка «Творец оружия Победы» посвященная выдающемуся конструктору стрелкового оружия, лауреату Сталинской премии, Герою социалистического труда, доктору технических наук Федору Васильевичу Токареву.
Комментарии (0)