15 июня исполняется 142 года со дня рождения художника-баталиста М.Б.Грекова.
Сто лет назад, когда Митрофану Борисовичу исполнилось 42 года, в его жизни произошло важное событие: они с супругой приобрели дом в Новочеркасске, расположенный на ул. Песчаной 102 (ныне ул. Грекова 124). С 1957 года этот дом стал мемориальным Домом-музеем М.Б. Грекова.
Этот дом стал на многие годы творческой лабораторией художника. Здесь написаны были многие его знаковые работы.
Для начала Митрофан Борисович опять взялся за свою знакомую тему из бытовой сельской жизни, написав большую картину «Сев», размером 170х 126 см (ныне хранится в Центральном музее Вооруженных сил РФ). В рядовой сеялке написаны впряженные четыре коня в степи, на воздушном, весеннем пейзаже. В мастерской на Песчаной начали появляться одна за другой большие картины на тему Гражданской войны на Дону и Северном Кавказе.
"В новой мастерской Митрофан Борисович работал очень напряженно. С самого утра он брался за кисти и работал до позднего вечера. Перерыв был только на обед, да и на «перекур». Сидя на своем рабочем диване перед картиной, он внимательно вглядывался в неё, чтобы увидеть её «в целом» и на расстоянии и уяснить себе, что и как писать дальше. Днем Митрофан Борисович никогда не отдыхал. Вечера проводил за альбомом, внося в него карандашом свои вновь появившиеся мысли и композиции. Этих композиций и разных вариантов было у него огромное количество.
Митрофан Борисович никогда не писал одну картину, а работал одновременно над двумя или даже тремя большими картинами. Когда глаз его «приглядывался», как он говорил, к одной картине, когда слишком привыкал к одной композиции, чтобы не сделать ошибку, он её отворачивал и ставил к стенке, а брался за другую. Потом, отвыкнув от неё, возвращался вновь к ней, а вторую отставлял. Эти картины обычно были совсем различны по сюжету, по композиции и по тональности. Творческая фантазия Митрофана Борисовича была так богата и велика, что он не успевал переносить все композиции на бумагу или на холст. Слишком много ему хотелось запечатлеть для истории, для будущего поколения"- строки из воспоминаний А. Л. Грековой.
В доме на Песчаной можно было принимать родных Митрофана Борисовича и Антонины Леонидовны – его супруги. Приезжала семья его старшего брата Терентия Борисовича, проживающая на Донбассе. А в конце ноября совершенно неожиданно приехала из Швейцарии старшая сестра Антонины Леонидовны – врач Наталия Леонидовна.
Антонина Леонидовна вспоминает: «Мы росли дружной семьей и эту дружбу сохранили на всю жизнь, поэтому для меня было большой радостью повидать её после долгой разлуки. Последний раз она с детишками приезжала в Россию в 1912 году, и с тех пор все не удавалось ей приехать к нам, хотя она очень тосковала по России и по своим родным. Наконец, в конце 1924 года ей удалось через Общество Красного Креста устроиться врачом, сопровождающим, отправляемую в Россию партию больных. Ехали они морем, кружным путем, очень долго, в Петроград. За 12 лет разлуки хотелось о многом поговорить, но надо было спешить возвращаться в Москву, хлопотать обратный пропуск в Швейцарию, где оставалась её семья».
Этот дом стал на многие годы творческой лабораторией художника. Здесь написаны были многие его знаковые работы.
Для начала Митрофан Борисович опять взялся за свою знакомую тему из бытовой сельской жизни, написав большую картину «Сев», размером 170х 126 см (ныне хранится в Центральном музее Вооруженных сил РФ). В рядовой сеялке написаны впряженные четыре коня в степи, на воздушном, весеннем пейзаже. В мастерской на Песчаной начали появляться одна за другой большие картины на тему Гражданской войны на Дону и Северном Кавказе.
"В новой мастерской Митрофан Борисович работал очень напряженно. С самого утра он брался за кисти и работал до позднего вечера. Перерыв был только на обед, да и на «перекур». Сидя на своем рабочем диване перед картиной, он внимательно вглядывался в неё, чтобы увидеть её «в целом» и на расстоянии и уяснить себе, что и как писать дальше. Днем Митрофан Борисович никогда не отдыхал. Вечера проводил за альбомом, внося в него карандашом свои вновь появившиеся мысли и композиции. Этих композиций и разных вариантов было у него огромное количество.
Митрофан Борисович никогда не писал одну картину, а работал одновременно над двумя или даже тремя большими картинами. Когда глаз его «приглядывался», как он говорил, к одной картине, когда слишком привыкал к одной композиции, чтобы не сделать ошибку, он её отворачивал и ставил к стенке, а брался за другую. Потом, отвыкнув от неё, возвращался вновь к ней, а вторую отставлял. Эти картины обычно были совсем различны по сюжету, по композиции и по тональности. Творческая фантазия Митрофана Борисовича была так богата и велика, что он не успевал переносить все композиции на бумагу или на холст. Слишком много ему хотелось запечатлеть для истории, для будущего поколения"- строки из воспоминаний А. Л. Грековой.
В доме на Песчаной можно было принимать родных Митрофана Борисовича и Антонины Леонидовны – его супруги. Приезжала семья его старшего брата Терентия Борисовича, проживающая на Донбассе. А в конце ноября совершенно неожиданно приехала из Швейцарии старшая сестра Антонины Леонидовны – врач Наталия Леонидовна.
Антонина Леонидовна вспоминает: «Мы росли дружной семьей и эту дружбу сохранили на всю жизнь, поэтому для меня было большой радостью повидать её после долгой разлуки. Последний раз она с детишками приезжала в Россию в 1912 году, и с тех пор все не удавалось ей приехать к нам, хотя она очень тосковала по России и по своим родным. Наконец, в конце 1924 года ей удалось через Общество Красного Креста устроиться врачом, сопровождающим, отправляемую в Россию партию больных. Ехали они морем, кружным путем, очень долго, в Петроград. За 12 лет разлуки хотелось о многом поговорить, но надо было спешить возвращаться в Москву, хлопотать обратный пропуск в Швейцарию, где оставалась её семья».
Обсудить
Материалы по теме:
Вчера на базе нашего музея прошел областной научно-методический семинар "Опыт музейного проектирования в государственных музеях Ростовской области".
13 сентябрь 2024, Пятница
87 лет Ростовской области.
13 сентябрь 2024, Пятница
Поздравление с 87-летием Ростовской области от министра культуры Ростовской области Анны Дмитриевой
13 сентябрь 2024, Пятница
Читайте также:
08 октябрь 2020, Четверг
"История одной любви..." из воспоминаний Антонины Леонидовны Грековой. Продолжение.
03 август 2020, Понедельник
«История одной любви», из воспоминаний Антонины Леонидовны Грековой. Знакомство М. Б. Грекова с К.Е.Ворошиловым и С.М.Буденным:
21 май 2020, Четверг
«История одной любви», из воспоминаний Антонины Леонидовны Грековой. 1915-1917 годы.
Комментарии (0)