Сегодня отмечается День этнографа.
Праздник неофициальный, но все равно это повод поговорить об этнографической коллекции музея. Надо сказать, что она не очень большая, но ценная. И истинные жемчужины ее – это женские платья – богатых казачек низовых станиц – подлинные кубелеки XVIII в. Анализ особенностей национального костюма того или иного народа позволяет нам узнать его историю, быт, традиции и обычаи. Особенности характера и мировоззрения донских казаков предопределили возникновение оригинальной культуры донского казачества.
Своеобразный облик донской казачьей одежды складывался веками. Казаки очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую привозили из походов. Пока мужчины занимались военной службой, все ведение домашнего хозяйства, духовное и нравственное воспитание детей возлагалось на женщин. Именно они творили и создавали те костюмы, которые могли им доставить радость. В них ярко воплощалась жажда прекрасного.
В эту работу женщины вкладывали настоящий талант художника, освобождавший ее душу от тяжкой действительности.
Женская одежда отличалась большим разнообразием. Характер и
особенности женской одежды объясняются происхождением казачек.
Обычный кубелек, был суконный и не очень длинный. Красили сукно в пестрые цвета. Шился кубелек из нескольких полотнищ ткани, с отрезным лифом, в талию. Передние полы и спинка делались цельными, прилегающими и соединялись подкройными бочками. Полы кубелека заходили одна за другую, не застегиваясь. Отверстие для шеи выкраивалось в верхней части округлым, неглубоким. Кубелек носился с простой или шелковой рубахой с широкими рукавами, выпускавшимися из его рукавов. Подол рубахи и ее передняя часть также были видны.
Выше талии кубелек подпоясывался шитым бисером шелковым или металлическим, состоящем из соединенных между собой серебряных, позолоченных звеньев узорным узким поясом (татауром) с пряжкой. Были также пояса из цветного бархата, расшитого жемчугом.
Позднее, с XVIII в., на Дону появился кубелек, напоминающий по форме платье. Это уже не был распашной кубелек, это было платье, которое сохраняло основу кроя более раннего кубелека.
Назначение кубелека было разнообразным – это могла быть как повседневная одежда, так и праздничная. Кроме того, платье могло быть показателем благосостояния и социального статуса владелицы – у жен казачьих старшин они были особенно богато украшены, сшиты из жаккардового шелка. Девушки шили такие платья для своего преданного, одновременно постигая азы изготовления одежды и набивая руку для более сложных вещей – нарядных и свадебных костюмов.
Нарядные, богато украшенные кубелеки были настоящим произведением искусства. Над ними долго работали наиболее умелые мастерицы. Часто в небогатых семьях материал для такого платья, а также различная фурнитура для украшения – бисер, жемчуг, золотое и серебряное шитье – кропотливо собирались в течение нескольких поколений, нашивались на платье постепенно.
В таком характере работы над костюмом отражался принцип преемственности – платье переходило по наследству от матери к дочери, которая должна была добавить к нему что-то свое, новое, и в то же время сохранить уже завещанное от предков в целости и сохранности.
Умение сохранять хрупкую дорогую вещь показывало состоятельность девушки как хозяйки, умение ее распоряжаться бережливо семейными ценностями. Ведь такое платье становилось уже не просто красивым нарядом, а своеобразным архивом, семейной летописью, по отдельным элементам, которого можно было рассказать историю свадеб предыдущих членов семьи.
Приглашаем жителей и гостей нашего города посетить выставку «Семейные ценности» и ознакомиться с повседневными и праздничными нарядами донских красавиц.
Своеобразный облик донской казачьей одежды складывался веками. Казаки очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую привозили из походов. Пока мужчины занимались военной службой, все ведение домашнего хозяйства, духовное и нравственное воспитание детей возлагалось на женщин. Именно они творили и создавали те костюмы, которые могли им доставить радость. В них ярко воплощалась жажда прекрасного.
В эту работу женщины вкладывали настоящий талант художника, освобождавший ее душу от тяжкой действительности.
Женская одежда отличалась большим разнообразием. Характер и
особенности женской одежды объясняются происхождением казачек.
Обычный кубелек, был суконный и не очень длинный. Красили сукно в пестрые цвета. Шился кубелек из нескольких полотнищ ткани, с отрезным лифом, в талию. Передние полы и спинка делались цельными, прилегающими и соединялись подкройными бочками. Полы кубелека заходили одна за другую, не застегиваясь. Отверстие для шеи выкраивалось в верхней части округлым, неглубоким. Кубелек носился с простой или шелковой рубахой с широкими рукавами, выпускавшимися из его рукавов. Подол рубахи и ее передняя часть также были видны.
Выше талии кубелек подпоясывался шитым бисером шелковым или металлическим, состоящем из соединенных между собой серебряных, позолоченных звеньев узорным узким поясом (татауром) с пряжкой. Были также пояса из цветного бархата, расшитого жемчугом.
Позднее, с XVIII в., на Дону появился кубелек, напоминающий по форме платье. Это уже не был распашной кубелек, это было платье, которое сохраняло основу кроя более раннего кубелека.
Назначение кубелека было разнообразным – это могла быть как повседневная одежда, так и праздничная. Кроме того, платье могло быть показателем благосостояния и социального статуса владелицы – у жен казачьих старшин они были особенно богато украшены, сшиты из жаккардового шелка. Девушки шили такие платья для своего преданного, одновременно постигая азы изготовления одежды и набивая руку для более сложных вещей – нарядных и свадебных костюмов.
Нарядные, богато украшенные кубелеки были настоящим произведением искусства. Над ними долго работали наиболее умелые мастерицы. Часто в небогатых семьях материал для такого платья, а также различная фурнитура для украшения – бисер, жемчуг, золотое и серебряное шитье – кропотливо собирались в течение нескольких поколений, нашивались на платье постепенно.
В таком характере работы над костюмом отражался принцип преемственности – платье переходило по наследству от матери к дочери, которая должна была добавить к нему что-то свое, новое, и в то же время сохранить уже завещанное от предков в целости и сохранности.
Умение сохранять хрупкую дорогую вещь показывало состоятельность девушки как хозяйки, умение ее распоряжаться бережливо семейными ценностями. Ведь такое платье становилось уже не просто красивым нарядом, а своеобразным архивом, семейной летописью, по отдельным элементам, которого можно было рассказать историю свадеб предыдущих членов семьи.
Приглашаем жителей и гостей нашего города посетить выставку «Семейные ценности» и ознакомиться с повседневными и праздничными нарядами донских красавиц.
Обсудить
Материалы по теме:
Вчера на базе нашего музея прошел областной научно-методический семинар "Опыт музейного проектирования в государственных музеях Ростовской области".
13 сентябрь 2024, Пятница
87 лет Ростовской области.
13 сентябрь 2024, Пятница
Поздравление с 87-летием Ростовской области от министра культуры Ростовской области Анны Дмитриевой
13 сентябрь 2024, Пятница
Читайте также:
03 июль 2024, Среда
АНОНС. С сегодняшнего дня начинается работа по созданию выставки «За Веру, Царя и Отечество! Семейные устои донских казаков».
19 сентябрь 2022, Понедельник
18 сентября 1873 года (06.09.1873 по ст. стилю) родился Александр Михайлович Листопадов (1873—1949) — выдающийся казачий фольклорист, этнограф и музыковед.
30 январь 2022, Воскресенье
В 1892 году, 130 лет назад, в Новочеркасске, в Областной войска Донского типографии вышла книга «Общежитие донских казаков в XVII и XVIII столетиях».
22 декабрь 2020, Вторник
Выставка «Чудные лики Царицы Небесной». Икона Божией Матери «Нечаянная радость»
Комментарии (0)