140 лет назад, в 1884 году, родился весьма яркий, оригинальный и незаслуженно забытый историк – Павел Петрович Сахаров.
Он был ярким исследователем вопроса происхождения казачества, этот вопрос и спустя 100 лет волнует исследователей и любителей истории.
Известно, что родился П.П. Сахаров в семье православного священника на хуторе Плетневе-Ширяйском станицы Старо-Григорьевской Второго Донского округа области Войска Донского. Учился в Донской духовной семинарии, находившейся в Новочеркасске. После окончания священником становиться не захотел, а посвятил себя истории, окончив исторический факультет Харьковского университета.
В Новочеркасском музее истории донского казачества хранится книга П.П. Сахарова «Происхождение вольного Донского казачества и первыя службы донцов России», вышедшая в Новочеркасске, в «Частной Донской типографии», в 1914 году. Она посвящена наиболее острой и спорной к тому времени проблеме - происхождения казачества.
Государственная школа русской историографии связывала процесс возникновения донского казачества со стремлением части общества к вольной, разгульной жизни, ее тягой к грабежам и разбоям, к желанию жить за счет государства и трудовых слоев населения страны.
Концепция Сахарова отличалась от концепции происхождения казачества, принятой государственной школой русской историографии.
Причины возникновения донского казачества, отмечал Сахаров, следовало искать «в тщательном изучении народнохозяйственной жизни как всего Русского государства, так особенно и его окраин». В появлении этого промышленного казачества – промысловиков на южных русских окраинах и в выдвижении их на юг, в Поле, Сахаров видел возникновение вольного казачества на Дону. Относил он этот процесс к концу XV – началу XVI вв.
В «промышленном» казачестве южных русских окраин этого периода Сахаров видел вольных людей, занимавшихся промыслами. Формой их организации была промысловая артель. Вместе с тем он отмечал, что военная обстановка на окраине и опасность «непрерывных мелких нападений татарского казачества» приводили к приданию промысловой артели черт «артельно-станичной полувоенной организации». Позже из этих организаций произошло образование «вольных колоний по рекам Поля». Такие колонии представляли собой не что иное, как поселения казаков.
Концепция Сахарова носила вполне самостоятельный характер. А опора ее на широкую источниковую базу делало ее весьма доказательной.
Известно, что родился П.П. Сахаров в семье православного священника на хуторе Плетневе-Ширяйском станицы Старо-Григорьевской Второго Донского округа области Войска Донского. Учился в Донской духовной семинарии, находившейся в Новочеркасске. После окончания священником становиться не захотел, а посвятил себя истории, окончив исторический факультет Харьковского университета.
В Новочеркасском музее истории донского казачества хранится книга П.П. Сахарова «Происхождение вольного Донского казачества и первыя службы донцов России», вышедшая в Новочеркасске, в «Частной Донской типографии», в 1914 году. Она посвящена наиболее острой и спорной к тому времени проблеме - происхождения казачества.
Государственная школа русской историографии связывала процесс возникновения донского казачества со стремлением части общества к вольной, разгульной жизни, ее тягой к грабежам и разбоям, к желанию жить за счет государства и трудовых слоев населения страны.
Концепция Сахарова отличалась от концепции происхождения казачества, принятой государственной школой русской историографии.
Причины возникновения донского казачества, отмечал Сахаров, следовало искать «в тщательном изучении народнохозяйственной жизни как всего Русского государства, так особенно и его окраин». В появлении этого промышленного казачества – промысловиков на южных русских окраинах и в выдвижении их на юг, в Поле, Сахаров видел возникновение вольного казачества на Дону. Относил он этот процесс к концу XV – началу XVI вв.
В «промышленном» казачестве южных русских окраин этого периода Сахаров видел вольных людей, занимавшихся промыслами. Формой их организации была промысловая артель. Вместе с тем он отмечал, что военная обстановка на окраине и опасность «непрерывных мелких нападений татарского казачества» приводили к приданию промысловой артели черт «артельно-станичной полувоенной организации». Позже из этих организаций произошло образование «вольных колоний по рекам Поля». Такие колонии представляли собой не что иное, как поселения казаков.
Концепция Сахарова носила вполне самостоятельный характер. А опора ее на широкую источниковую базу делало ее весьма доказательной.
Обсудить
Материалы по теме:
Выставка «Чеченский конфликт в судьбах героев Новочеркасска 11.12.1994-31.08.1996гг».
12 декабрь 2024, Четверг
12 декабря, ежегодно отмечается День Конституции Российской Федерации, этот день является одним из значимых памятных дат российского государства.
12 декабрь 2024, Четверг
Инклюзивная экскурсия «Всё в твоих руках»
11 декабрь 2024, Среда
Читайте также:
15 март 2024, Пятница
15 марта (27 марта- н.с.) 1809 г. в донской станице Гугнинской (ныне – ст Баклановская) Второго Донского округа в казачьей семье появился на свет будущий казачий генерал Яков Петрович Бакланов.
11 март 2024, Понедельник
10 марта исполнилось 140 лет со дня рождения донского историка Павла Петровича Сахарова.
19 сентябрь 2022, Понедельник
18 сентября 1873 года (06.09.1873 по ст. стилю) родился Александр Михайлович Листопадов (1873—1949) — выдающийся казачий фольклорист, этнограф и музыковед.
Комментарии (0)