Моор (настоящая фамилия — Орлов) Дмитрий Стахиевич -заслуженный деятель искусств РСФСР
Родился 22 октября (3 ноября по старому стилю) 1883 г. в Новочеркасске. Член объединения "Октябрь" и председатель Объединения работников революционного плаката. Сотрудничал в журналах "Будильник", "Безбожник у станка", "У станка", "Даешь", "Крокодил", в газете "Правда". Преподавал в московском Вхутемасе-Вхутеине и в Московском полиграфическом институте (1922-1932), в Институте имени В. И. Сурикова (1939-1943). Среди его учеников - А. М. Каневский, Кукрыниксы, Б. И. Пророков, В. Н. Горяев, А. В. Кокорин, Ф. П. Решетников. Автор книги: "Я - большевик", М., 1967.
Крупнейший мастер плаката, Дмитрий Моор вошел в историю советского искусства также и как карикатурист, книжный иллюстратор, замечательный педагог, наконец, самобытный теоретик, оставивший труды о формальной и образной специфике агитационных видов художественной культуры.
Псевдоним Моор мастер взял в честь главного героя «Разбойников» Шиллера, поскольку считал, что персонаж похож на него по темпераменту. Не получивший полноценного художественного образования, Моор начинал с сатирических рисунков, которые печатал в разных журналах Москвы. После Октябрьской революции, в годы гражданской войны он перешел к созданию агитационных плакатов, высмеивающих религию, Белое движение и буржуазный строй. Его работу «Ты записался добровольцем?» 1920 года, нарисованную по подобию американского постера с Дядей Сэмом, сейчас знают абсолютно все. В России плакат получил новую популярность после распада СССР, когда было создано большое количество пародий на него. Сам Моор в годы Великой Отечественной войны перерисовал эту работу, сделав образ солдата более современным.
Главный композиционный прием - изображение какого-либо действующего лица с устремленным на зрителя суровым взглядом и императивным жестом правой руки - не был в агитационном искусстве чем-то принципиально новым.
Созданные в суровые годы гражданской войны и военного коммунизма, плакаты Моора беспощадны к противнику. Враг в мооровской интерпретации заслуживает не смеха, но ненависти, ледяного презрения и, в конечном счете, - уничтожения. Там же, где враг реально не представлен, как в композиции "Ты записался добровольцем? " , обобщенный образ революционного пролетария или воина - защитника завоеваний Октября - обретает масштабность, характерную не столько для плаката, сколько для произведений монументального искусства (недаром Моор мечтал о перенесении впоследствии многократно увеличенных плакатных композиций на стены зданий в виде монументальной живописи). Патетическая мощь и масштабность образов лучших произведений Моора выходят за рамки традиционной агитационной печатной графики, превращая их своего рода уникальное явление.
В драматичнейшем из всех своих произведений плакате "Помоги" (1921-1922), призывающем помочь жертвам голода в Поволжье, Моор применяет контраст черного и белого.Вся творческая судьба Моора была связана с искусством плаката. Активно выступая против сугубо "станкового" его понимания, он подчеркивал важную роль этой "целеустремленно-массовой" разновидности художественной культуры в формировании окружающей человека среды
Самобытное, полное суровой гражданственности творчество Д. Моора оставило яркий след в искусстве советской графики.