«Загадочная история предмета». Самовар
Сегодня мы продолжаем рассказывать посетителям о действующем в музее проекте «Загадочная история предмета. Прочтем его историю руками». Он представляет серию музейных занятий для детей. На протяжении нескольких лет они проводятся в залах музея, где ребятам предлагается изучить подлинные предметы быта, к примеру, самовары, находящиеся в запасниках. Целью программы является преодоление социальной изоляции слепых и слабовидящих детей школьного возраста средствами музейной среды и музейной терапии путем организации занятий, развивающих познавательные и моторные навыки для максимальной реабилитации; к обретению чувства личной ценности.
Встреча детей происходит в доброжелательной обстановке под музыку «Песенка про самовар». Беседу с детьми начинаем о символах России: гербе, флаге, Гимне. В ходе выясняем, что есть и негласные символы, такие как березка, матрешка, самовар. Диалог с ребятами сопровождается презентацией. Им предлагается узнать об истории самовара, о том, где начали их впервые изготавливать в России, о различных формах этого предмета быта, о специальностях в самоварном деле.
Проводим демонстрацию самоваров из коллекции музея. Здесь происходит получение детьми тактильной информации через знакомство с разновидностями самоваров. В ходе получения информации беседуем с детьми на тему: «Как приготовить самовар для чая».
Затем дети участвуют в викторине «Помощники самовара», отгадывают загадки, вспоминают пословицы и поговорки, связанные с традициями чаепития на Руси,
В ходе занятия используются элементы интеграции: идет путешествие по произведениям, в которых речь идет о самоваре. Ребята слушают отрывок произведения в записи профессионального актера и отгадывают произведение и его автора.
Благодаря данным музейным занятиям мы создаем условия для облегчения и побуждения к самовыражению, общению и социализации слепых и слабовидящих детей школьного возраста.