174 года со дня рождения выдающегося русского живописца Н. А. Ярошенко.
13 декабря, исполнилось 174 года со дня рождения выдающегося русского живописца Н. А. Ярошенко.
Николай Александрович Ярошенко (1 [13] декабря 1846, Полтава — 26 июня [8 июля] 1898, Кисловодск) — русский живописец и портретист, активный участник Товарищества передвижных художественных выставок; военный по образованию, закончил службу в звании генерал-майора. Николай Александрович учился в Кадетском корпусе, Павловском военном училище, затем в Артиллерийской академии, все то время он продолжал обучаться живописи.
Замечательным вкладом Ярошенко в русскую живопись стал цикл картин, посвященный передовой русской молодежи, разночинному революционному студенчеству. Ярошенковская "Курсистка", юная, обаятельная, стала не меньшим откровением, чем картины "Кочегар" и "Заключенный". Полотно "Курсистка" стало первым в русском искусстве изображением учащейся женщины. Тяга женщин к образованию, к самостоятельности в ту эпоху была чрезвычайно высока. Поэтому картина Ярошенко была особенно созвучна времени. Одной из лучших работ Ярошенко стала картина "Студент", появившаяся на Х Передвижной выставке. Это своеобразный "исторический" портрет поколения, олицетворяющий целый этап освободительного движения 1870-х годов.
Картина 1888 года "Всюду жизнь" стала венцом расцвета творческой зрелости Ярошенко и получила всенародное признание на XVI Передвижной выставке. Композиционно картина решена оригинально и представляет собой как бы выхваченный из жизни отдельный кадр: окно вагона, люди за решеткой, доски перрона, птицы. Это создает видимость случайно промелькнувшей сцены и делает картину правдоподобной и жизненной. Прослужив на петербургском патронно-минном заводе свыше двадцати лет, Ярошенко в июле 1892 года "за отличие по службе" был произведен в генерал-майоры с зачислением в запас пешей полевой артиллерии по Петербургскому уезду. В следующем году Николай Александрович Ярошенко вышел в отставку и уехал в Кисловодск (в последние годы жизни художник страдал тяжелой горловой чахоткой и часто болел). Здесь в Кисловодске они с женой Марией Павловной приобрели усадьбу, которую они называли "Белая вилла". Ярошенко написал множество портретов и создал много жанровых произведений. К концу своей жизни художник главным образом занимался пейзажной живописью. Одной из главных тем в творчестве Ярошенко стал Кавказ. К нему часто приезжали его друзья-передвижники, в том числе Николай Никанорович Дубовской. Ярошенко подарил Дубовскому в его коллекцию 3 работы (сейчас они хранятся в нашем музее). Когда пришла скорбная весть о кончине Николая Александровича в 1898 году, Николай Никанорович включился в работу по увековечиванию памяти своего друга. Похоронили художника недалеко от дома, в ограде Свято-Никольского собора. Через год на его могиле был установлен памятник – бронзовый бюст художника на черном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета – друг художника Л. В. Позен. В конце 1920-х годов Свято-Никольский собор был взорван, под угрозой была и могила Ярошенко, но ее отстояли местные жители.