Новочеркасский трамвай
22 января 1954 года состоялось торжественное открытие первой очереди новочеркасского трамвая – от пересечения улицы Пушкинской с нынешним Баклановским проспектом до электровозостроительного завода.
Планы организации трамвайного движения вынашивались в городе долгое время. В начале 1903 года уже были готовы планы маршрутов и технический проект трамвайного сообщения, но городские власти долго не могли договориться с предпринимателями, которые не соглашались с условием о переходе в пользу города «трамвайного инвентаря» после окончания срока концессии в 1953 году.
В 1913 г. вопрос о городском трамвае остро дебатировался в Городской Думе. Было предложение петербургского купца Зеленова о строительстве трамвая в городе. Предложение не приняли.
В 1915 г. Городская Дума снова обсуждала вопрос о трамвае, решила проложить две линии: первая – «Вокзал –Крещенский проспект (Красный спуск) – Михайловская улица – Ямской переулок (нынешняя улица Просвещения от пр. Ермака до ул. Пушкинской) – Николаевский проспект (нынешняя ул. Просвещения от Пушкинской до Б. Хмельницкого) – Михайловская улица – Соляной переулок (Троицкая) – Трамвайный парк», вторая линия – «Азовский базар – Платовский проспект – Московская улица – Ямской переулок – Песчаная улица (Грекова) – до Петроградского спуска (Герцена).
Профессор ДПИ Л.А. Сопоцько со студентами проводил нивелировку трассы трамвая. В связи с Первой мировой войной вопрос трамвае был снят с повестки дня Городской Думы.
В 1918 году появился новый, значительно расширенный план организации трамвайного движения. По нему от основной кольцевой линии должны были идти радиальные ветки до всех отдаленных точек города: от ипподрома (район нынешнего микрорайона «Черемушки») до станиц Кривянской и Грушевской.
Новый план получил горячую поддержку атамана П.Н. Краснова. Но осуществить его не успели.
В 30-е гг. ХХ в. в связи со строительством вдалеке от центра города паровозостроительного завода, появился новый проект городского трамвая. Он был гораздо скромнее предыдущего: первая линия по довольно извилистой траектории должна была пройти от железнодорожного вокзала к новому заводу, а вторая – от Пушкинской улицы к роще «Красная весна». Но и этим планам не дано было осуществиться. Трамвайный путь начали прокладывать, рельсы проложили до Советской (Соборной) площади, но начавшаяся Отечественная война 1941-1945 гг. помешала дальнейшим работам. Часть рельсов и шпал была использована при возведении оборонительных сооружений.
Через пять лет после окончания войны к проекту вернулись, но смету сильно урезали. Стройка шла очень медленно, оставшееся оборудование городского трамвайного хозяйства по личному распоряжению В.М. Молотова было отправлено на восстановление трамвая в Ростов.
Первая линия трамвая была проложена от ул. Пушкинской до НЭВЗа в 1954 году. Поезд марки КТМ-КТП-1 со знаменитым «вагоном со звездой» повела в первый рейс вагоновожатая М.Ф. Ильина. И только через двадцать лет трамвайные линии приобрели современный вид. С 1974 года трамвайная сеть Новочеркасска имела стабильную длину 43 километра и три основных маршрута.
Обсудить
Материалы по теме:
19 сентября в Донской государственной публичной библиотеке прошли Десятые Коршиковские чтения: «Краеведение на Дону: история и современность».
20 сентябрь 2024, Пятница
Начался учебный год, и музей снова заполнили школьники.
20 сентябрь 2024, Пятница
19 сентября (с.с.) в Новочеркасске родился скрипач-виртуоз Константин Михайлович Думчев.
19 сентябрь 2024, Четверг
Читайте также:
23 октябрь 2020, Пятница
150 лет со дня рождения великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953)
Комментарии (0)