Историк эпохи становления Российской империи Андрей Иванович Лызлов. Книга «Скифская история»
Мы часто думаем, что баталии, которые ведутся сегодня на просторах интернета на исторические темы – это примета только нынешнего времени. Многие объясняют это малообразованностью нынешних оппонентов. Но, если немного изучить вопрос, то корни этих баталий лежат в глубине даже не десятилетий, а веков…
Сегодня мы бы хотели рассказать о редком издании – книге «Скифская история», обладавшей невероятной популярностью в XVIII веке. Немногие труды по истории могли бы соперничать в этом отношении с книгой историка эпохи становления Российской империи Андрея Ивановича Лызлова. Написана она в 1692 году и долгое время ходила в списках, официально опубликована была почти через сто лет после ее написания - в 1776 году в Санкт-Петербурге, что уже само по себе примечательно. Первым ее издателем стал известный просветитель Н.И. Новиков. Через 11 лет, в 1787 г., в Москве, в типографии "Компании Типографической" Новиков опубликовал второе издание, которое и хранится в нашем музее.
«Скифскую историю» считают крупнейшим трудом одного из первых русских ученых историков. Это обобщающее исследование сложнейшей проблемы вековых взаимоотношений кочевых (неоседлые, неземледельческие народы Лызлов обобщенно назвал «скифами») и земледельческих народов Восточной и Юго-Восточной Европы. Лызлов изучил мир «скифов» со времен древних греков, в особенности остановившись на истории Золотой Орды, Казанского и Крымского ханств, наиболее подробно — на происхождении и состоянии Османской империи - главного бастиона «скифской» опасности, с разрушением которого ученый связывал упования на закономерное завершение тысячелетней «скифской истории».
Книга Лызлова раскрыла историческое значение борьбы Руси, славян, народов Восточной, Южной и Центральной Европы с кочевниками.
Вообще вопросы взаимоотношений Руси с кочевниками стали важной частью общеисторических концепций русской государственной школы. Практически все известные историки считают, что отношения Золотой Орды к Руси нельзя назвать союзными. По их мнению, Орда всё-таки имела власть над Русью, и наиболее точно эту власть характеризует слово “иго”. Во второй половине XIX в. в свете концепции, к примеру, историка С.М. Соловьева постоянная борьба со «степными варварами» оказывалась одним из главных явлений в истории России. Он представлял эту борьбу как соперничество Азии и Европы и оценивал роль степных кочевников в истории Руси в целом как отрицательную.
Альтернативой является концепция Л.Н. Гумилева, который одним из первых заговорил о самобытности и высоких достижениях тюрко-монгольской культуры. Он внес крупный вклад в опровержение так называемой «черной легенды», которая оправдывала предвзято негативное отношение к степнякам Евразии как к патологически жестоким дикарям-варварам, стремящихся к разрушению высокоразвитых цивилизаций. Лев Николаевич утверждал, что Русь и Золотая Орда до XIII в. не только не были врагами, но и даже состояли в некоторых союзнических отношениях. Причём союз этот по большей части имел военный, нежели политический характер, который выражался в виде защиты монгольскими отрядами русских городов за некоторую плату.
Возвращаясь к особой популярности «Скифской истории» А.И. Лызлова, хочется еще отметить, что он, восстанавливая картину событий в обширном регионе за несколько столетий, опирался на русские и иностранные источники. Благодаря этому, а также глубине осмысления исторических фактов книга Лызлова стала необходима читателям.
Материал подготовлен хранителем коллекции "Редкий книжный фонд".