190 лет со дня рождения известного русского писателя Николая Семёновича Лескова (1831-1895).
Н. С. Лесков коснулся практически всех сторон жизни России 60-80-х годов XIX века. У него был своеобразный взгляд на Россию, её историческую судьбу, он мог говорить горькую правду о русском человеке и при этом неотступно верить в него, жить надеждой на обретение им праведного пути. Изображаемые им картины русской жизни были далеко не однозначны.
Не обошел он своим вниманием и казачьего «вихорь-атамана». Все знают знаменитый хрестоматийный сказ «Левша». Русские мастера во главе с тульским оружейником Левшой без всяких сложных инструментов подковывают танцующую стальную блоху английской работы. Левша олицетворяет таланты русского народа. Но Лесков показывает разные полюса: Левша у него искусный мастеровой в то же время запойный пьяница; он «все может», но жизнь заканчивается трагически.
Не менее колоритен образ Платова, в нем проявляется такая же двойственность. У Лескова Платов одновременно и славный атаман, и бесчеловечный царедворец.
Интересно, что реальный Платов действительно был неординарным полководцем: он штурмовал Очаков, Измаил, прославился в эпоху Наполеоновских войн, участвовал в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах. Матвей Платов был одним из организаторов Венского конгресса, с которого начинается действие «Левши», и действительно сопровождал императора Александра I в Лондон, где Платова принимали с большими почестями. В награду от лондонского муниципалитета он получил почётную саблю, кроме того, графа Платова — первого из русских — наградили степенью почётного доктора права Оксфордского университета.
Лесков же в «Левше» создает свою историю. Он опирается скорее на фольклорного Платова, о котором пели свои песни и рассказывали сказки донские казаки - сказочного богатыря, не ведающего страха и поражений, находчивого, мудрого, любящего Россию и всё русское. В то же время писатель «иронизирует»: тот же Левша по прибытии на родину оказался никому не нужен и «без тугаментов» попал в простонародную больницу, где «неведомого сословия всех умирать принимают»…
Писатель хотел улучшить мир, влиять на сердца людей, учить людей главному - любви и свободе. И его вера в человека вселяет оптимизм и сегодня.