8 сентября отмечается международный день грамотности, и это еще одна возможность взглянуть на вопрос образования как на одну из главных проблем современного общества .
Безграмотность является серьезным препятствием к улучшению качества жизни людей, вносит негативный вклад в экономику и социальную сферу. Правительства многих стран и сегодня решают проблемы безграмотности. В ХХ веке значительного успеха добились советское правительство, за 20 лет ликвидировавшее неграмотность, кубинское, открывшее в 1961 году после революции школы по всей стране, финское, обязавшее почти все школы и библиотеки страны иметь национальное образовательное портфолио, которое помогает определить равный уровень образования граждан.
Впрочем, проблемы освобождения от «рабства невежества» (И.С.Тургенев) и в XIX веке стояли не менее остро. В массе народ, как пишет автор «Очерков Дона», писатель, теоретик словесности, учитель А.Филонов (книга вышла в 1859 году, хранится в Новочеркасском музее), понятия о просвещении имел самые жалкие: «народ, скудостью отягощенный, хотя и желает учить детей, но ежедневные домашние нужды их от того отвлекают: один пасет овец, другой в кузне помогает отцу, а третий на пашню уехал…» Есть и другие печальные факты.
Случалось очень часто, что в станице находился только один грамотный, умеющий читать, человек, он и исправлял две должности: в церкви дьячка, в станичном правлении писаря, и в случае откомандирования на службу заменить его было некем.
Повлиять на массы и было призвано открытие Гимназии Войска Донского в 1805 году. Что и произошло. «До 1805 года только существовали на Дону 4 училища, с 1805 года вдруг предполагается открыть училища везде в Земле Войска Донского».
В 1805 году, когда была открыта гимназия, учащихся состояло 462 человека. Филонов признает эту цифру отрадной для того времени по сравнению с другими местностями России.
Гимназия, носящая имя легендарного атамана М.И. Платова, функционирует до сих пор. Новочеркасск гордится, что ее славные традиции чтимы и сегодня.