Самым известным и популярным казаком XVI века и в прошлом и в наши дни остается покоритель Сибири Ермак Тимофеевич. Многие места России спорят за право считаться родиной Ермака, и Донские казаки издавна считают знаменитого атамана нашим земляком. Веками Ермак почитался на Дону народным героем, о нем сложены песни и легенды, и конечно же образ Ермака запечатлен в произведениях изобразительного искусства из нашего музея. Таких произведений довольно много, но сегодня мы остановимся на самых интересных из них.
1. Портрет Ермака неизвестного художника XVIII века.
Портрет из бывшего имущества графа Кирилла Разумовского (1728-1803), вероятно был приобретен в 1743-1745 гг. при поездке по Европе. На распродаже картин его галереи в Одессе был приобретен полковником Г. Нилусом, который, в свою очередь, продал полотно войску Донскому в 1872 году для украшения Атаманского дворца к приезду в Новочеркасск Императора Александра II. Портрет и сейчас украшает Атаманский дворец.
Подобные портреты Ермака «в европейском стиле», вероятно восходящие к ранней гравюре, в разнообразных вариациях (и как правило, гораздо хуже написанные) распространены в Западной Сибири и на Дону. В семьях зажиточных казаков они часто встречались в конце XIX в. Иногда изображались на дверях казачьих домов местными малярами. Это было единственное произведение народной живописи на Дону, относящееся к далекому прошлому.
2. Кабинетная скульптура «Ермак — покоритель Сибири».
Образец Каслинского литья, изготовленный в 1965 г. по модели 1860-х годов, скульптора Пармена Петровича Забелло (1830-1917). Одно из самых популярных и известных изображений Ермака в образе русского воина.
3. Проект памятника Ермаку в Новочеркасске работы В.А. Беклемишева. Гипс. 1898 г.
4. Фото второго проект памятника Ермаку в Новочеркасске работы В.А. Беклемишева. 1898 г.
На главной площади нашего города в 1904 году был открыт памятник Ермаку, авторами которого можно назвать двух человек — М.О. Микешина и В.А. Беклемишева.
Модель академика Микешина была утверждена императором, но не очень понравилась членам комиссии по созданию памятника, а главное была слишком дорогой. По этой причине, в 1898 г. Владимир Александрович Беклемишев (1861-1919) подготовил два новых проекта, один из них хранится в нашем музее, другой остался лишь на фотографии.
В июне 1898 г. комиссия утвердила второй проект памятника, где Ермак поражает царя сибирского Кучума и отнимает у него корону. Было выбрано и место установки памятника. Тем не менее, итоговое решение принимал Николай II и Беклемишеву пришлось воплощать изначальный замысел памятника Микешина, уменьшив его размер и сократив стоимость. Проекты же (больше понравившиеся донской комиссии) остались музейными экспонатами.
5. «Сборы Ермака в поход на Сибирь» 1904 г. Ф.С. Козачинский.
Картина из серии исторических полотен для Новочеркасского Вознесенского собора была написана Феодосием Сафоновичем Козачинским (1864−1922) в год открытия на Соборной площади памятника Ермаку. На тот момент художник жил в Петербурге, и размеры полотна оказались больше нужного. По этой причине оригинал картины ныне представлен в экспозиции музея, а в соборе имеется ее уменьшенная копия.
Ермак здесь, как и на памятнике, изображен в доспехах и шлеме, он руководит погрузкой и спуском казачьих стругов на воду. Сборы проходили в конце лета. Рядом с Ермаком — купцы Строгановы, из владений которых начинался поход на Сибирь. Строгановы тут изображены несколько старше, чем в реальности, а казачьи струги немного меньше, чем должны быть. При небольших условностях картина хорошо передает дух сборов в грандиозный поход, повлиявший на всю российскую историю. Музей по праву гордится этим замечательным произведением.
6. «Портрет Ермака» 1950-е годы. С.Г. Корольков.
Последней картина нашего обзора — произведение Сергея Григорьевича Королькова (1905-1967). Знаменитый донской художник и скульптор эмигрировал из СССР в ходе Великой Отечественной войны. Обосновавшись в США он создал ряд работ на исторические темы.
Интересен и его Ермак, поступивший в музей из Америки в 1991 г.
Мы не знаем, как доподлинно выглядел Ермак Тимофеевич, но на приведенных примерах можно видеть, как сложился каноничный художественный образ знаменитого атамана. Разные художники и скульпторы в общем весьма похоже изображали первого казака завоевавшего известность и признание во всей России. И образ могучего витязя в доспехах — первое что представляется нам при имени Ермака.
Дальнейшие поколения донцов изображались уже иначе, следующая статья будет посвящена началу XVII века.