Продолжаем цикл "450 лет служения Донских казаков России. История казачества в произведениях изобразительного искусства". Сегодня рассказ пойдет о картине Н.В. Овечкина «Вольница».
Времена с окончания Смуты до Азовского сидения (1613-1638) стали расцветом казачьего мореплавания, когда донцы вместе с запорожцами держали в страхе все Азово-Черноморское побережье, на равных сражались в море с могучей Османской империи, иногда доходя до ее столицы Константинополя на Босфоре. Почти каждый год, флотилии казачьих стругов, насчитывавшие до 2000 человек ходили в дальние и долгие походы через всё Чёрное море. Во время морских походов, значительная часть казаков погибала, но те, кто оставался в живых, возвращались на Дон с огромной добычей.
Момент возвращения из такого крупного похода изображен на огромном, почти семиметровом полотне Николая Васильевича Овечкина (1929-1993) «Вольница». Картина была написана специально для экспозиции нашего музея в 1962-63 годах.
Н.В. Овечкин с конца 1950-х годов сотрудничал с нашим музеем, создавая историческую живопись. С 1964 г. он жил в Москве и работал с Студии военных художников им. М.Б.Грекова. Впоследствии он стал ведущим в нашей стране мастером диорамного и панорамного жанра, участвовал в воссоздании Бородинской панорамы, руководил созданием крупнейшей в Европе панорамы «Плевенская эпопея».
Но первой работой художника в прославившем его жанре - «Вольница »была создана в нашей музее.
Художник изобразил на панорамном полотне около 70-ти людских фигур в полный рост. Картина показывает сразу несколько разновременных эпизодов возвращения из похода, и делится на несколько частей.
В центре показаны подходящие к берегу струги, встреча войскового и походного атаманов и пленные. На переднем плане — добыча. Как правило, добыча («дуван») после похода делилась поровну между его участниками (только доля атаманов была выше). Называлось это «дуван дуванить». Пленных можно было обменять на своих пленных или отпустить за за выкуп. За особо знатных пленников могли дать тысячи рублей, огромную по тем временам сумму. На картине есть и такой пленник (стоит в чалме).
Левая часть картины — мужская. Здесь казаки веселятся (ведь в походах спиртное было запрещено), обсуждают молодую пленницу (слева). Пленниц могли взять в жены или в служанки.
Но не все вернулись из похода, справа на дальнем плане несут погибшего казака.
В правой (женской) части картины жены и дети обнимают мужей и братьев, кто-то несет добро домой. Но две женщины, справа, ищут взглядами своих музей и не могут найти...
Ко времени изображенном на картине уже многие казаки обзавелись домами и семьями, быт их сильно изменился. В обороне Азова 1641 года участвовали не только мужчины но и несколько сотен казачек.
С 1640-х годов морские походы постепенно стали отходить в прошлое, казачество вступало в новый период своей жизни.