"450 лет служения Донских казаков России. История казачества в произведениях изобразительного искусства". Эпоха атаманов Ефремовых.
В 1738 году атаманом Войска Донского стал Данила Ефремович Ефремов. Он, а затем его сын Степан Данилович были атаманами 35 лет. За эти годы Дон, а в особенности его столица город Черкасск сильно изменились. При атаманах Ефремовых было положено начало первому на Дону собранию портретов. Часть этой фамильной галереи ныне находится в нашем музее.
Особенно интересен конечно же открывающий эту галерею Портрет атамана Данилы Ефремова, написанный иконописцем Киево-Печерской мастерской. Один вариант этого портрета выполнен для интерьера Киевского Успенского собора, другой, ныне хранящийся в музее, для дворца Ефремовых в Черкасске. Создан портрет в начале 1750-х годов, незадолго до ухода с должности донского атамана.
Это первый известный нам достоверный живописный портрет донского казака, написанный с натуры. Портрет написан во весь рост, немного больше натуральной величины. Атаман, ставший первым среди донцов генерал-майором русской армии и тайным советником, изображен не в военном мундире, а в богатой донской одежде в восточном стиле. В руке он держит пернач — главный символ атаманской власти. Еще один символ власти — насека войскового атамана стоит за его спиной. На поясе Ефремова — шашка,на шее — жалованный портрет императрицы Елизаветы с бриллиантами . Для портрет в стиле парсуны важно было изобразить не только человека, но и все знаки его статуса, потому на портрете и все медали Ефремова, и его герб, ведь став генералом он получил потомственное дворянство.
На картина Наля Драгунова «Указ на дворянство», созданной для музея в 1957 году условно изображено зачитывание подобного указана. На крыльце дворца Ефремовых в Черкасске. В реальности подобного события не было, но для иллюстрации музейной экспозиции было создано яркое динамичное многофирурное полотно, с множеством типажей. Картина с одной стороны — условна и отражает господствовавший в 1950-х классовый подход, с другой при ее создании автор опирался на подлинные портреты XVIII из собрания нашего музея, виды Черкасских зданий и описания Ефремовской эпохи.
Если потрет Данилы Ефремова — первый известный портрет казака, то Портрет Меланьи Карповны Ефремовой — первый известный портрет казачки. Меланья — невестка Данилы Ефремова, жена его сына Степана. Легендарная донская атаманша была известна и популярна на Дону. Изображена она в молодые годы в богатом традиционном наряде женском наряде. Этот портрет написан по времени гораздо позже портрета Данилы, возможно не с натуры, но именно так выглядели состоятельные казачки середины XVIII века.