Сегодня мы продолжаем рубрику «Рассказывают хранители».
Напомним, что Музей истории донского казачества сохраняет в своих фондах уникальную коллекцию «Холодного оружия». Это, прежде всего, персональное жалованное и наградное оружие знаменитых деятелей Дона, о котором мы уже неоднократно рассказывали. Однако в коллекции имеются и экзотические коллекционные образцы, такие как индонезийские и малайские кинжалы КРИСЫ. Кстати, из музеев Ростовской области только наш музей обладает таким ценным и редким оружием!
Рассказывает главный хранитель Науменко Виктория Владимировна.
Среди всего многообразия кинжалов мира отдельно стоят крисы (от яванского глагола «ирис» - резать). Первое упоминание о них относится к 3-4 в.в. н.э., в древности их делали из метеоритного железа, добываемого на горе Лаву в восточной части Явы. В народных традициях металлу приписывали божественное и чудодейственное происхождение. Верили, что метеоритное железо явилось с неба и поэтому заряжено небесной сакральной энергией. Верили, что металлы прорастали из тел богов.
Согласно легенде, крис произошел от клыка могущественного божества Батары Калы, который родился из огненной стихии в океанской пучине, поэтому клинок напоминает пламя огня.
Крис считается очень магическим оружием. Он - одна из главных наследственных святынь жителей Индонезии, действующее лицо многих официальных церемоний, свадеб, где его приносят в жертву богам и где он сам требует жертв. Он - творец истории, участник многих дворцовых переворотов. Ни один султан острова Ява не мог утвердиться на престоле, не получив крис, а потерявший его в бою сразу признавал свое поражение и лишался власти. Крис - носитель сакральной энергии, символ статуса мужчины, а также магическое средство защиты от несчастий. Жители острова Ява, Бали и др. не сомневаются, что крис – живое существо: он может танцевать, говорить, плакать, стонать в ножнах, предупреждая его владельца об опасности, лечить раны, убивать свою жертву даже на расстоянии и при касании его следа.
Крис магически связан со своим владельцем в течение всей его жизни и даже после смерти: верят, что душа умершего вселяется в крис. Личный крис мужчины должен быть погребен вместе с ним, и горе тому, кто потревожит прах владельца и завладеет личным чужим крисом. Правда, некоторые крисы имели репутацию «проклятых», способных убивать владельца.
У каждого мужчины, начиная с 3-х лет и до глубокой старости, должен быть крис (личный кинжал новорожденному сыну преподносил отец). Однако владел им не каждый: нож был по средствам только состоятельному, свободному мужчине, который обязательно имел пять священных предметов: дом, жену, буйволов, золото с драгоценностями и несколько крисов – личный, родовой (полученный от предков) и семейный (полученный от тестя).
Технически этот вид холодного оружия - очень грозный предмет. Из-за волн клинка он оставляет более широкую рану, а при колющем ударе с поворотом на 900 шансов для выживания противника нет. Во влажном и жарком климате Юго-Восточной Азии любой порез мгновенно загнивал, человек получал заражение крови и погибал. В Европе волнистый клинок криса даже был запрещен Ватиканом как антигуманное оружие.
Один из крисов собрания музея - классический образец индонезийского криса - пламенеющий берлок. Имеет 5 волн, что символизирует по ритуалу пятерых главных героев «Махабхараты» - братьев - пандавов и связь с 5-тью первоэлементами — землей, водой, воздухом, огнем, эфиром. Клинок боевой с помором «возбужденная ползущая змея». Изготовлен на Бали в 19 в. Рукоятка из кости, окрашенной в черный цвет (крис - представитель темного демона) в виде маски демона Калы с сосудом для жертвоприношений в ипостаси владыки джунглей, в шкуре животного с волнистой шерстью и со сплетенными в жгуты волосами. Ножны деревянные, покрыты лаком. Скорее всего, личное оружие очень энергичной натуры.
Крис приобретен музеем в 1986 году у Захарова С.Ф. Достался ему в наследство от деда – Князева Н. А., который жил на Яво-Малайском архипелаге до 1947 г. и привез его при возвращении на Родину как сувенир.