«Рассказывают хранители…».Традиции проводов казака на службу
Накануне праздника Дня России продолжаем рубрику «Рассказывают хранители…». Сегодня речь пойдет о традициях проводов казака на службу, где они защищали честь и славу России. Главным занятием донских казаков являлась военная служба. Казаки беззаветно служили Родине, охраняли рубежи русского государства, часто рискуя своей жизнью. В экспозиции музея есть образец каслинского литья - скульптура «Прощание казака с казачкой», выполненная по модели Е. Лансере. С большим мастерством художник передает сложное движение фигур: казак уже сидит в седле, а казачка, привстав на стремя его коня, обнимает казака на прощание. Эта скульптура отражает очень важный момент в жизни казака – его проводы на военную службу.
Казаки верили, если все традиции будут соблюдены, то воин вернется домой целым и невредимым. А их было немало. Так, перед выходом на службу казак собственноручно готовил походный вьюк, снаряжение для коня, оружие, форменную одежду, новое нижнее белье, огниво. Было принято при себе иметь образок и ладанку с горстью родной земли. Оберегом служил также текст переписанной от руки молитвы «Живый помощи Вышняго», которая называлась в народе «подорожней». Все это должно было оградить воина от ранений и других бед. «Выход» казака на службу включал прощание с родом, со всех хуторов съезжались родственники. Новобранца сажали под иконы, гости пели военные песни, произносили напутствия. Затем отец благословлял, становившегося на колени сына, иконой того святого, в честь которого был назван казак со словами «Не посрами казачьей чести» или «Не посрами Тихого Дона и звания казачьего»! Во дворе жена подводила оседланного коня. Приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением. Его оружие – пику нес кто-либо из родных: сын, племянник, но не взрослый мужчина. Когда, наконец, наступала пора садиться в седло, жена кланялась коню в ноги с приговором: «Несись, родной, с ним в бой, принеси его назад живым-здоровым». Мать казака благословляла его образом. Обязательными были действия при выезде из ворот – стрельба в землю у воротного столба, перескакивание через какой-либо предмет. Большое значение придавалось в этот момент поведению коня, как бы предвещавшего судьбу служивого. Вот эти важные финальные моменты церемонии проводов отражены в изящной скульптуре.
В фонды нашего музея скульптура «Прощание казака с казачкой» поступила из Центрального музея Вооруженных Сил СССР в 1968 г. Она была подарена в 1958 г. почитателями знаменитому советскому летчику А.И. Ляпидевскому, спасителю челюскинцев и первому в истории нашей страны Герою Советского Союза, в честь его 50-летнего юбилея.