Продолжаем рубрику «Рассказывают хранители…». Зав научно-хранительским отделом Л.П. Науменко продолжает знакомить вас с поступившей в музей в 1920 г. художественной коллекцией последнего донского наказного атамана М.Н. Граббе:
«Сегодня речь пойдет об одном очень интересном экспонате этой коллекции – скульптуре малых форм, в своем роде, единственном предмете, на котором запечатлена принадлежность графа М.Н. Граббе. Это аллегорическое изображение Екатерины II, выполнено из глазурованного неокрашенного фарфора, на отдельной фарфоровой подставке-колонне. На скульптуре заводской марки нет, на подставке марка ИФЗ – зеленый вензель А II. Эта марка Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге соответствует периоду правления императора Александра II - 1855-1881 гг.
Скульптура была принята в музей как «Фигура Екатерины II», без каких-либо расшифровок ее аллегорического изображения. В процессе исследования этой скульптуры выяснилось следующее. Сделана она, оказывается, по живописной работе 1783 года известного русского художника Дмитрия Григорьевича Левицкого - «Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия». Императрица сжигает на алтаре маковые цветы, которые считались символом сна и покоя, тем самым выражая готовность пожертвовать собственным покоем ради процветания России. У ног Екатерины – книги (свод государственных законов) и орел с оливковой ветвью в клюве, олицетворяющие просвещенную, сильную и мирную Россию. Этой аллегорией художник передал образ идеального типа монархического правления. Работа Левицкого в настоящее время экспонируется в Русском музее – Михайловском дворце.
На нашей скульптуре имеется подтверждение принадлежности ее к коллекции атамана Михаила Николаевича Граббе. Это надпись на неглазурованном дне синей краской «Conte Michel Grabe» (фр.: Граф Мишель Граббе). Также на дне графский вензель из наложенных букв и №20. Клейма скульптора нет. Сведений из официальных источников об этой работе мною пока не обнаружено. Найден был лишь аналог этой скульптуры, только сделанный в цвете, экспонирующийся в дворцовом комплексе «Царицыно». В этикетке под вопросом указан скульптор А. Шпис и под вопросом ИФЗ. Немецкий скульптор-фарфорист Август Карлович Шпис (1817– 1904) работал на Императорском фарфоровом заводе с 1849 по 1897 годы, из них главным модельмейстером – с 1853 по 1890 гг. Он являлся автором большинства скульптурных моделей, исполненных на заводе за весь почти 50-летний период его деятельности. Можно предположить, что он и является автором этой великолепной скульптуры из художественной коллекции графа М.Н. Граббе».