«Рассказывают хранители…». «Коллекция Граббе: парные вазы».
Зав. научно-хранительским отделом Науменко Л.П. продолжает рассказывать о предметах художественной коллекции последнего донского наказного атамана М. Н. Граббе, поступившей в музей 1920 году: «Сегодня я расскажу вам о двух предметах необыкновенной красоты, которые сейчас экспонируются в интерьерах одного из отделов нашего музея - Атаманского дворца – парных фарфоровых вазах, сделанных на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге в эпоху правления Николая I. Их можно назвать даже не предметами, а уникальными художественными композициями, в которых изысканно и гармонично сочетается форма, тончайшей работы орнаменты и пейзажные живописные картины. Форма их напоминает перевернутый колокол, получила название «медицис», или кратер. Вазы состоят из частей, собранных воедино с помощью штыря и металлических дисков. Золоченые ручки выполнены в виде скульптурных масок баранов. Обильный декор и позолота придают особую торжественность и подчеркивают парность ваз. Работа эта весьма не простая и не оставляет сомнений в привлечении самых опытных мастеров.
Вазы декорированы живописными картинами, списанными с западноевропейских, возможно голландских полотен XVII – XVIII веков. На обеих вазах изображены городские пристани. На одной происходит бойкая торговля, на другой изображен замок и оживленная жизнь на берегу. Большей частью изображения на подобных вазах копировались с живописных полотен Эрмитажа, вопрос идентификации картин пока открыт. Нам удалось прочесть имена живописцев-копиистов. На одной из них в правом нижнем углу «картины» имеется подпись мастера от руки: «1834-го Н: Корниловъ.» Николай Корнилов, один из лучших живописцев завода, работал на ИФЗ во второй трети XIX века, специализируясь на «фигурной росписи». В росписи парных ваз художники Императорского фарфорового завода обычно работали в сотрудничестве, т.е. два живописца одновременно расписывали каждый по вазе. В декорировании этих ваз Николай Корнилов работал в сотрудничестве с Фролом Даладугиным, также известным художником-живописцем завода, оставившим свою подпись на живописном изображении на второй вазе. Имя этого художника упоминается в описании некоторых предметов фарфора ИФЗ, хранящихся в центральных музеях. Выполненная от руки живопись демонстрирует мастерское владение огнеупорными красками и эмалью.
Парные вазы отражают высокий стиль и уровень Императорского фарфорового завода, они весьма редки и, несомненно, очень ценны. Подобные предметы предназначались для дворцов и роскошных особняков, для дипломатических подарков. Наши вазы, приехавшие из далекого Санкт-Петербурга, удалившись, казалось бы, на многие сотни километров от столичной дворцовой роскоши, нашли себе не менее достойное место, тоже дворец, но другой - донских атаманов. Наш музей по праву гордится этими великолепными фарфоровыми шедеврами!»
Торжественность, величие, изысканность – все это привлекает взгляд, заставляет останавливаться и всматриваться в это великолепие.