"450 лет служения Донских казаков России. История казачества в произведениях изобразительного искусства". Картина «Атака Лейб-гвардии Казачьего полка под Лейпцигом 4 октября 1813 года»
Продолжаем рубрику к 450-летию служения донских казаков Российскому государству. «История казачества в произведениях изобразительного искусства».
Сегодня речь пойдет о визитной карточке нашего музея, картине «Атака Лейб-гвардии Казачьего полка под Лейпцигом 4 октября 1813 года» кисти Карла Рехлина.
Вершиной военных достижений и известности донских казаков стали Наполеоновские войны начала XIX века. Грандиозные конфликты потрясали Европу более 15 лет, велика была роль в них казачества. Особенно казаки прославились в «малой войне»: разведке, налетах на противника, рейдах по тылам, и т. п. Казачья конница идеальная для малой войны считалась не очень пригодной для участия в крупных сражений. Крупнейшим сражением наполеоновской эпохи был битва под Лейпцигом, которую именовали «Битвой народов». В трехдневном сражении 4-6 (16-18) октября 1813 г., участвовало полмиллиона человек. Там Наполеону было нанесено решающее поражение.
Картина изображает драматичный эпизод первого дня Битвы народов, когда 4 октября французские кирасиры почти прорвались к холму, на котором находился император Александр I, и сражение начало склоняться на сторону французов. В этот момент, по приказу императора Лейб-Казачий полк, составлявший его охрану, предпринял героическую контратаку. Позднее, день 4 октября стал днем полкового праздника Лейб-казаков.
Атакой командовали полковник И.Е. Ефремов и командир полка - генерал граф В.В. Орлов-Денисов. Потомки Василия Васильевича Орлова-Денисова заказали картину через 2 года после смерти, в 1845 году.
В музей картина, вероятно, попала в преддверии празднования 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года, и с тех пор занимает почетное место в экспозиции музея.
Картина находилась в музее, сюжет сомнений не вызывал, а вот имя автора было утрачено.
В 1940-е годы в учетные документы картина была внесена под авторством Бехлина. Так расчитали сотрудники подпись на картине. Однако узнать что-либо об этом загадочном художнике долгое время не представлялось возможным… Тогда и закралось догадка, что имя прочитано неверно. Определить художника-баталиста, даже точно зная год написания картины, довольно сложно, но, благодаря переписке наших сотрудников с членами объединения Лейб-гвардии и экспертами из Государственного музея изобразительных искусств им А. С. Пушкина в 2011 году его удалось установить – это Карл Рехлин.
После опубликования новой атрибуции картины с нами связалась правнучка художника Анна Саас, которая поделилась некоторыми подробностями написания этой картины ипортретом своего прадеда.
Описание картины в берлинской газете газете «Kunstblatt» от 12 Августа 1845 года, присланная Анной Саас : « В центре вы можете увидеть графа Орлова-Денисова с поднятой саблей на белом коне, ведущего свой полк в бой, налево, на холме, видна деревня Госса; на среднем и переднем плане масса французского девятого полка кирасиров на который нападают казаки; справа находятся саксонские кирасиры, защищающиеся от нападающих. На заднем плане на холме можно увидеть императора Александра с его свитой»...
Обсудить
Материалы по теме:
12 сентября 2024 г. исполняется 300 лет со дня перенесения из Владимира в Санкт-Петербург мощей святого благоверного князя Александра Невского.
12 сентябрь 2024, Четверг
Читайте также:
11 октябрь 2020, Воскресенье
11 октября 1774 года в хуторе Огибном Гугнинской станицы родился Иван Ефремович Ефремов, генерал-лейтенант Донского войска, герой знаменитой "Битвы народов".
12 август 2020, Среда
«450 лет служения Донских казаков России. История казачества в произведениях изобразительного искусства». Степан Разин
Комментарии (0)