160 лет со дня рождения Евграфа Петровича Савельева (10 декабря 1860 г. – 22 февраля 1930 г. (по другим сведениям - в 1927).
Сегодня исполняется 160 лет со дня рождения Евграфа Петровича Савельева (10 декабря 1860 г. – 22 февраля 1930 г. (по другим сведениям - в 1927).
Евграф Петрович Савельев известен прежде всего радикальными взглядами на историю казачества. Он настаивал на древних и «благородных» корнях казачества, связав происхождение казаков с древними ариями, этруссками и троянцами, примешивая к ним скифов, сарматов и хазар. Бытующая в то время версия русских историков Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского и других, к работам которых Савельев относился отрицательно, о происхождении казачества от гулящих, бездомных людей и беглых преступников из разных областей Московского и Литовско-Польского государств была для него неприемлема.
Евграф Савельев родился на Дону, в станице Константиновской, в семье дворян Войска Донского. Окончил Новочеркасскую учительскую семинарию. На протяжении пятнадцати лет служил приходским учителем, после чего перешел на чиновничью должность делопроизводителя в Областное правление Войска Донского, где проработал еще 16 лет. На протяжении всего этого времени история казачества оставалась его хобби.
Е. П. Савельев обратил на себя внимание любителей донской истории в первое десятилетие ХХ века, когда в донской печати стали одна за другой появляться его работы. Его статьи и очерки по истории донского края публиковались вначале в газете «Донские областные ведомости». Однако когда вышли в свет два «Донских литературных сборника» (Савельев увлекался также поэзией и публицистикой), в которых он критиковал действительность рубежа первого и второго десятилетий ХХ века, против него было возбуждено уголовное дело. Он практически лишился возможности публиковаться. Спасением для него стало альтернативное периодическое издание – журнал «Голос казачества», исполненный духа «казачьего национализма». В журнале Е.П. Савельев в колонке «К истории казачества» публиковал фрагменты своей будущей книги «Древняя история казачества» (три тома издания вышли в Новочеркасске в 1915-1918 гг.). В ней он наряду с выводами об исключительной роли и казачества в истории человечества обосновывал их «исконные» права на донские земли, утверждал, к примеру, что династия Романовых, а вместе с ней и вся Россия, обязана своим благополучием именно казачеству.
При советской власти он не переиздавался.
Новочеркасский музей прижизненные издания «Древней истории казачества», «Очерки истории торговли на Дону», «Атаман М.И. Платов и основание Новочеркасска», «Типы донских казаков и особенности их говора» и др. В музее также хранятся экземпляры «Голоса казачества».