«Новые поступления музея» Коллекция "Прикладное искусство", кузнецовский фарфор и фаянс из семьи донского художника Григория Андреевича Малярова
Продолжаем рубрику «Новые поступления музея». В прошлом году коллекция «Прикладное искусство» пополнилась фарфоровым блюдцем,фаянсовыми блюдом и супницей (кузнецовский фарфор и фаянс), принадлежавшими правнучке донского художника Григория Андреевича Малярова (1863-1936) Гамазенковой С.Б. Вызывает восхищение то обстоятельство, что вещи, принадлежавшие прабабушкам и прадедушкам, бережно сохранялись: немногие семьи могут похвастаться таким. И это понятно: бурный XX век многих заставлял переезжать, расставаться со своим имуществом. Не избежала этого и семья художника Малярова. В годы Великой Отечественной войны его жена, Елена Семеновна, выменивала драгоценности, доставшиеся ей от отца, владельца маслобойного завода в слободе Алексеевской тогда Воронежской области,на продукты.
Семья Семена Ивановича Ковалева, отца жены Малярова, в тревожные годы переехала из слободы Алексеевской в Новочеркасск, надеясь на то, что казаки спасут создавшееся положение. Надеялись также сохранить состояние. Семья была богатой. Достаточно сказать, что его сын Иван продолжил дело отца после его смерти, был владельцем маслозавода, входил в состав депутатов совета Алексеевского общества взаимного кредита, которое по размерам вкладов и кредитов намного превосходило себе подобных ( к 1916 году общий оборот 133 коммерсантов, входивших в общество, составил 4 миллиона 530 тысяч рублей).
Семья Г.А. Малярова тоже не бедствовала. Здесь, в Новочеркасске, они снимали пятикомнатный дом на пр. Ермака. В семье было двое детей. Дочь Клавдия в 1924 году поступила на учебу в Промышленно-экономический техникум им. Ф. Энгельса, который она окончила в 1926 году, получив квалификацию техника-инструктора кооперации. Почти всю жизнь проработала секретарем директора Мукомольно-элеваторного техникума. Сын Борис учился в Донском политехническом институте, который окончил с квалификацией военного строителя. Хотя неплохо рисовал и даже предпринял в годы революции попытку поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (как и отец), но находившийся в комиссии один из художников посоветовал ему получить более практичную специальность.
Теперь немногие сохранившиеся семейные реликвии правнучка Г.А. Малярова передала в Новочеркасский музей. Среди них фотографии, документы, посуда, картины. Картин сохранилось только две - автопортрет и полотно "Пасека"