Степь в этюдах М.Б.Грекова
В художественном фонде Новочеркасского музея истории донского казачества более 400 живописных этюдов Митрофана Борисовича Грекова- художника-баталиста, летописца Гражданской войны на Юге России. Свои этюды и наброски Греков использовал для работы над историческими палотнами. Среди уникального подсобного живописного материала - пейзажи, выполненные на пленэре. Этой работе Греков уделял особое значение, ему нравилось изображать бескрайние донские степи, загадочные дали с видимой линией горизонта. Недаром на Дону говорят: «Судьба казачья – степь донская» «Степь - безлесная и нередко безводная пустошь на огромном расстоянии, пустыня». Такой представлена степь в «Толковом словаре» В.И.Даля. В ландшафтах Дона нет тех красот с золотыми рощами и зелеными дубравами, какие столь характерны для средней полосы России. Но в степном пейзаже есть свое очарование, которое доступно только тому, кто здесь родился и постоянно испытывал на себе ощущение восторга в пору весеннего цветения ковыля, чабреца, зверобоя. Вся жизнь казака проходила в степи… Сухую степную землю в крохотном узелке, крепившемся на груди, увозил он с собой, отправляясь в поход. Дон и Степь всегда стояли рядом в казачьем фольклоре. В одной из песен Дон назывался батюшкой, а степь – матушкой казака.
Ой, ты, степь широкая,
Степь раздольная,
Широко ты, матушка, протянулась…
Красочно, с неповторимым казачьим колоритом, описывает донские степи Михаил Александрович Шолохов: «Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-соленый запах, жует шелковистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу... Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!»Эти пронзительные строки из романа «Тихий Дон» . В своих произведениях Шолохов не раз возвращается к теме степного пейзажа, например в романе «Поднятая целина» он пишет: «За хутором призывно чернела освобожденная от снега зябь. Взвороченные лемехами пласты тучного чернозёма курились на сугреве паром. Великая благостная тишина стояла в полуденные часы над степью. Над пашнями - солнце, молочно-белый пар, волнующий выщелк раннего жаворонка, да манящий клик журавшиной станицы, вонзающейся грудью построенного треугольника в густую синеву безоблачных небес. Над курганами, рожденное теплом, дрожит, струится марево; острое зелёное жало травяного листка, отталкивая прошлогодний отживший стебелёк, стремится к солнцу. Высушенное ветром озимое жито словно на цыпочках поднимается, протягивая листки встреч светоносным лучам."
Художники же видят донскую степь то яркой и пестрой, то мелодичной, завораживающей своей красотой. Некоторые видят её спокойной, таинственной и загадочной. Все, безусловно, видят степь по-разному. Картины, изображающие степь, не могут быть одинаковыми, однообразными. Образ степи для художника М.Б.Грекова – это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной. В отображении им степи сказалась, прежде всего, горячая любовь к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Степь предстает в произведениях Грекова то живым существом, то местом действия, то олицетворением казачьей истории.