"450 лет служения Донских казаков России. История казачества в произведениях изобразительного искусства". Картина Д. Н. Кардовского «Прибытие на Дон царского знамени в 1614 году».
Продолжаем цикл "450 лет служения Донских казаков России. История казачества в произведениях изобразительного искусства".
Сегодня рассказ пойдет о картине Д. Н. Кардовского «Прибытие на Дон царского знамени в 1614 году».
Картина была создана в 1903 году для Новочеркасского Вознесенского собора Дмитрием Николаевичем Кардовским (1866-1943). Описание знамени и детали картины художник согласовывал с основателем и первым директором музея Х.И. Поповым. Как известно, в годы Смуты казачество проявило себя как одна из мощнейших сил государства, его вес значение в стране очень сильно возросли. Казачьи отряды, вначале часто поддерживавшие самозванцев, в итоге сыграли большую роль в победе Народного ополчения над поляками и освобождении Москвы. По преданию, именно донской атаман, Феофилакт Межаков на выборах царя в начале 1613 года первым выдвинул кандидатуру Михаила Романова. Так, казаки с самого начала стали одной из опор династии Романовых. На Дону самыми видными атаманами в ту пору были Смага Чершенский и Епиха Радилов.
Новый царь Михаил Романов в 1614 г. прислал на Дон первое царское знамя и жалование. Знамя было пожаловано Михаилом Федоровичем грамотой 18 марта 1614 года, по просьбе самих казаков и прибыло на Дон с атаманом Иваном Бедрищевым. В грамоте говорилось: «Мы вас пожаловали, послали к вам наше царское знамя. И вам с тем знаменем против наших недругов стоять и на них ходить».
Знамя имело размер 210х420 см., и по размеру и статусу было самого высшего уровня. Само старинное знамя не сохранилось, оно сгорело во время нападения турок на Монастырский городок в 1643 году, и по просьбе казаков, заменено новым в августе 1645 года.
На картине изображен казачий круг 15 июня 1614 года, в юрте Смаги Чершенского, где собрались казаки из многих других юртов. Иван Опухтин зачитал казакам царскую грамоту и «явил им государево жалованье: деньги, сукна, зелье, свинец, селитру, серу, запас, что с ним прислано»
После чтения грамоты пели молебны, а казаки стреляли из ружей и пушек, затем в круг вынесли царское знамя. Под знаменем лежал человек, осужденный на смерть за поддержку Заруцкого. По просьбе царского посла, он был тут же помилован, и атаман Епиха Радилов сказал помилованному смутьяну речь: «Пора придти в познание, их воровством и смутами, сами они ведают, какие крови в Московском государстве разлились, а все от их воровства и от смутных слов что вмещают в простые люди, уж они ходят по горло в крови христианской, а ныне Бог, милосердуя о роде христианском, дал нам всем государя царя правде и милости, и они б собаки от своих зол престали, а не престанут и их злодеев всех Бог побъет, где кто ни будет».
Именно момент произнесения этой речи, показывающей полный отказ казаков от грабежей и их переход на сторону династии Романовых, запечатлен на картине, занимающей почетное место в нашем музее. Атаман Радилов до 1630 года (с перерывами) избирался войсковым атаманом, руководил множеством морских казачьих походов, десятилетия после смуты стали расцветом казачьего мореплавания, когда донцы вместе с запорожцами держали в страхе все Черное море.