«История одной любви» - продолжение. «Vivat academia, vivat professors!»
«История одной любви» - повествования, основанные на мемуарах Антонины Леонидовны Грековой - супруги художника Митрофана Борисовича Грекова. Этот короткий рассказ я назвала «Vivat academia, vivat professors!»
«Батальная мастерская профессора Рубо была в Академическом саду, совсем отдельно от главного здания Академии художеств, но рядом с ним. Занятия в мастерской начинались в 9 часов утра и кончались обычно в 7 часов вечера. С утра приводилась ежедневно лошадь и позировала два часа. С 11 до 12 часов делали перерыв на завтрак и подготовку к следующей натуре. С 12 часов до 2-х часов писали портрет. С 2-х до 5-ти часов был обеденный перерыв. Но иногда Франц Алексеевич Рубо уступал просьбам учеников и с 2-х до 4-х часов писали еще обнаженную женскую натуру, но Рубо это не поощрял, считая, что в батальной мастерской не надо писать обнаженное женское тело и лучше использовать эти часы на этюды пленэра. Франц Алексеевич был культурным, интересным художником и человеком, великолепным рассказчиком. Со всеми учениками он держал себя очень просто, как старший товарищ. Никогда никому не отказывал, когда к нему обращались за советом. Интересный собеседник, энергичный, подвижной, остроумный шутник, он был на вечеринках «душа общества». Митрофан Греков, не далеко от Академии, на Васильевском острове, со своими Одесскими товарищами И.И.Бродским и С.Ф.Колесниковым снимали маленькую комнатку. Хозяйка делала им вечером кипяток, а на свои скудные средства они покупали хлеб и обрезки колбасы, которой на 5 копеек можно было в то время купить полную тарелку. Так питались многие студенты». Антонина организовала «завтрак-чай» значительно отличающийся от всех студенческих завтраков «в сухомятку» в других мастерских, «по-семейному», совместные завтраки с чаем и отдыхом, получив у своей матери большой медный самовар, который в 11 часов дня служитель подавал на стол, предварительно узнав у каждого ученика что ему купить к чаю. «Мы пили чай, обсуждали свои успехи и неудачи в дневной работе. Забота о заварном чае и сахаре лежала на мне, как единственной женщине». Антонина придумала и организовывала студенческие вечеринки. «Организовала маленький оркестр. Из «музыкантов» в батальной мастерской были Авилов и Греков- балалайка, Безродный и Лучун- гитаристы. Я играла на мандолине. Мы разучили народные песни и специальный марш, который назывался «на встречу профессору», которым встречали гостей на наших вечерах, которые устраивали три раза за зиму. Под музыку танцевали желающие, мелодекламировали. Вечеринки мы устраивали в складчину, в вечерней мастерской. По моей просьбе, моя мама отваривала громадный свиной окорок, которого с лихвой хватало на всех гостей, а студенты приносили выпивку и закуску. На масленицу жена служителя пекла на всех блины»