Предметы из экспозиции Атаманского дворца. Бульотка
Сегодня поговорим о предметах экспозиции столовой Атаманского дворца. В одном из буфетных шкафов – бульотка. Версии о происхождении этого предмета разнятся. Одни исследователи находят корни названия в английском глаголе «to boil», другие во французском – «boullir», которые переводятся на русский язык одинаково: «кипятить», «варить». Популярность бульотки пришлась на правление Екатерины Второй, но наиболее внимательные ценители антиквариата установили факты использования этого прибора и в XVIII веке.
Первые русские бульотки производились тульскими мастерами из серебра, сплавов серебра с медью или мельхиором, что делало их стоимость достаточно высокой. Бульотка могла иметь разные формы – коническую или круглую. Также существовали бульотки в форме чайников или паровозов, на которых тулово крепилось на эффектно декорированных подставках на ножках или подвешивалось к изящно украшенной раме на крючках. Такие приспособления могли быть не только спиртовыми, но и гиревыми. В этом случае бульотки по форме могли напоминать самовар с ручками, краном и туловом на фигурном поддоне. Такая модель отличалась от классического самовара наличием глухой трубы, не имевшей выхода в поддувало. В трубу помещалась раскаленная «гиря», представлявшая собой кусочек металла, установленного на подвесе. Благодаря теплу гири удавалось сохранить температуру воды, заполнявшей тулово бульотки. В некоторых бульотках для удобства располагалось несколько кранов. Семьи, придерживавшиеся европейского стиля жизни, обязательно пользовались бульотками, ведь они считались важными предметами чайного этикета. В XIX веке старинный самовар, привычный для русского традиционного чаепития, оказался недостаточно удобным в условиях разраставшихся столиц. Самовары растапливались шишками, щепками или углями на улице или на лестнице, что утомляло питерскую и московскую интеллигенцию. Именно по этой причине русские самоварные мануфактуры стали заниматься производством бульоток, подогревавшихся при помощи спиртовок. Даже если самовар все же присутствовал, в нем лишь кипятилась вода, в последующем переливавшаяся в бульотку, которая и ставилась на стол, а спиртовка поддерживала температуру во время долгого русского чаепития. Бульотка не канула в прошлое. Современные стеклянные, фарфоровые чайники на свечке или чашки для приготовления фондю - это потомки знаменитой «аристократки» бульотки.
Первые русские бульотки производились тульскими мастерами из серебра, сплавов серебра с медью или мельхиором, что делало их стоимость достаточно высокой. Бульотка могла иметь разные формы – коническую или круглую. Также существовали бульотки в форме чайников или паровозов, на которых тулово крепилось на эффектно декорированных подставках на ножках или подвешивалось к изящно украшенной раме на крючках. Такие приспособления могли быть не только спиртовыми, но и гиревыми. В этом случае бульотки по форме могли напоминать самовар с ручками, краном и туловом на фигурном поддоне. Такая модель отличалась от классического самовара наличием глухой трубы, не имевшей выхода в поддувало. В трубу помещалась раскаленная «гиря», представлявшая собой кусочек металла, установленного на подвесе. Благодаря теплу гири удавалось сохранить температуру воды, заполнявшей тулово бульотки. В некоторых бульотках для удобства располагалось несколько кранов. Семьи, придерживавшиеся европейского стиля жизни, обязательно пользовались бульотками, ведь они считались важными предметами чайного этикета. В XIX веке старинный самовар, привычный для русского традиционного чаепития, оказался недостаточно удобным в условиях разраставшихся столиц. Самовары растапливались шишками, щепками или углями на улице или на лестнице, что утомляло питерскую и московскую интеллигенцию. Именно по этой причине русские самоварные мануфактуры стали заниматься производством бульоток, подогревавшихся при помощи спиртовок. Даже если самовар все же присутствовал, в нем лишь кипятилась вода, в последующем переливавшаяся в бульотку, которая и ставилась на стол, а спиртовка поддерживала температуру во время долгого русского чаепития. Бульотка не канула в прошлое. Современные стеклянные, фарфоровые чайники на свечке или чашки для приготовления фондю - это потомки знаменитой «аристократки» бульотки.
Обсудить
Материалы по теме:
24 апреля состоялась премьера первого видеосюжета о Новочеркасском музее истории донского казачества
25 апрель 2024, Четверг
Новейшая история. Городской Думе Новочеркасска исполнилось 30 лет.
24 апрель 2024, Среда
График работы музея в праздничные дни.
24 апрель 2024, Среда
Читайте также:
Комментарии (0)