Коллекция «Скульптура» из собрания музея истории донского казачества самая малочисленная из всех и составляет чуть более ста единиц хранения. Её формирование началось в середине 50-х годов ХХ века. Большая часть работ была выполнена в советское время, на заказ под конкретные тематические выставки и постоянные экспозиции. Раньше скульптура была частью коллекции «Прикладное искусство». Отдельное хранилище было оборудовано в 2008 году после реставрации и открытия «Атаманского дворца» и передачи его музею.
Самые ранние скульптуры относятся ко второй половине 18 века - это «Вакх и Ариадна», материал мрамор, место изготовления Италия. Несколько бюстов из бронзы, по размерам ближе к кабинетной скульптуре, более позднего периода, относятся к началу 19 века. Фарфоровая скульптура «Мария с Иисусом Христом и Иоанном Крестителем» сделана по модели Августа Шписа исполнена по католическим канонам. Фигура «Екатерина II» (фарфор) - по мотивам монументальной скульптуры Ф.И. Шубина, сделана в Европе.
Исполнение скульптуры из фарфора считается самым трудоемким и сложным в технологическом отношении. Виды сырья для его изготовления очень сложно найти в России. Дважды обожженная фарфоровая масса оставленная без глазури, применялась для круглой скульптуры и называлась бисквитным фарфором. Матовый блеск бисквита лучше подчеркивает индивидуальные черты, чем блеск от глазури. «Бюст Наполеона» и «Бюст Екатерины» из коллекции музея, как раз из такого вида фарфора.
Кабинетная скульптура — это особое направление в искусстве, получившее широкое развитие вначале XIX века. Из неё представлены не только тиражируемые до сих пор статуэтки по моделям Лансере, Клодта, Вольфа, но и оригиналы скульпторов Л. Позена и П.А. Самонова. Их скульптуры почти не тиражировались. «Казак на коне» П.А. Самонова и «Казак со знаменем» Л. Позена — настоящие шедевры малых форм, сделанные по заказу элитных казачьих полков.
Самая поздняя скульптура по времени создания - это «М.И. Платов и Де Волан» Окунева (2005 год) и модель памятника М.И. Платову (1993 год) скульптора А.В. Тарасенко. По количеству в коллекции больше всего скульптур, периода 50-80 годов ХХ века. В основном - это бюсты передовиков производства, Героев Социалистического Труда, военачальников, государственных деятелей, уменьшенные копии памятников героям Гражданской и Отечественной войны (1941-1945).
Основной материал - тонированный гипс. Представляют исторический интерес бюсты И.В. Сталина в детстве, юности и отрочестве, чудом сохранившееся после ХХ съезда КПСС. Неплохая подборка деревянной скульптуры на казачью тематику местных резчиков 70-80 годов ХХ в. Некоторые народные художники по дереву, романтизировавшие казачество, стояли у истоков его возрождения в постсоветский период нашей истории.
Самая большая по размеру это скульптура В.И. Ленина в полный рост. Высота составляет — 2 м 10 см. Чуть меньше по высоте, но больше по массе и объёму «Степан Разин» Е.В. Вучетича. По размерам скульптура монументальная, но не предназначена для экспонирования на открытом пространстве и считается станковой. Она сделана из тонированного под бронзу гипса. Тонировка настолько искусно выполнена, что даже скульпторы-профессионалы не сразу видят имитацию под бронзу. Е.В. Вучетич - автор с мировым именем, его скульптура «Перекуем мечи на орала» украшает здание ООН в Нью-Йорке и всем известна «Родина-мать зовет» в Волгограде на Мамаевом кургане. В нашем музее две работы известного земляка Евгения Викторовича Вучетича, вторая - бюст М.А Шолохова.